НСА: помощь аграриям при ЧС должна учитывать страховой аспект
Национальный союз агростраховщиков считает необходимым в обязательном порядке учитывать страхование в законодательных механизмах помощи аграриям, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
2 июля в повестку дня Государственной думы РФ был включен законопроект №226032-6 о внесении изменений в закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», рассмотрение которого во втором чтении перенесено на 4 июля. Документ предлагает дать право на повторное участие в программах финансового оздоровления сельхозпредприятиям, которые выполнили условия ранее заключенных соглашений по реструктуризации долгов, но понесли ущерб от чрезвычайной ситуации, в результате которой погибло более 25% урожая или более 15% поголовья сельхозживотных. В настоящее время сельхозтоваропроизводитель имеет право только на однократное участие в программах финансового оздоровления.
Законопроект был разработан в 2013 г. группой депутатов Госдумы, в результате неудачного прохождения программ финансового оздоровления сельхозпредприятиями. По информации Минсельхоза РФ на начало 2013 г. в программах финансового оздоровления, предусмотренных соответствующим законом, приняли участие более 13 тыс. сельхозтоваропроизводителей, с общей суммой задолженности в размере около 87 млрд. руб. (в том числе 45 млрд. руб. штрафы и пени по налогам). Из них только около 800 должников смогли расплатиться, а основная часть – 7,2 тыс. предприятий, или 54% от общего количества должников – утратили право на реструктуризацию долгов в связи с невозможностью выполнить взятые на себя обязательства, в том числе по причине аномальных природных явлений 2009, 2010 и 2012 гг.
«Следует обратить внимание, что порог гибели урожая в 25% соответствует планке, до которой предлагается понизить показатель гибели урожая при страховании с господдержкой Минсельхозом и Госдумой – соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в этом году, – указывает президент НСА Корней Биждов. – Субсидирование страхования введено с 2012 г. как раз для того, чтобы страхование стало тем механизмом, который и должен предотвратить разорение сельхозпредприятий в случае катастрофических природных явлений. С точки зрения государственных интересов было бы целесообразно предусмотреть для аграриев, участвующих в программах реструктуризации, обязанность страховать свои риски от природных ЧС – иначе повторная реструктуризация может потребоваться им вновь и вновь».
НСА последовательно продвигает позицию, согласно которой политика государственных органов различного уровня в отношении поддержки сельхозтоваропроизводителей при природных ЧС должна обязательно учитывать работу механизма страхования. «При выработке предложений по изменению законодательства НСА придерживается принципа учета мнения аграриев в регионах, для чего проводятся консультации с региональными органами АПК, – подчеркивает президент НСА К. Биждов. – В начале текущего года мы опросили региональные органы АПК, как бы они отнеслись к предложению по отмене предоставления бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям, понесшим потери урожая сельхозкультур в результате ЧС, и не заключившим договоры страхования. Выяснилось, что, хотя каждый второй регион считает такую меру преждевременной, каждый третий субъект ее поддерживает».
СПРАВКА
Национальный союз агростраховщиков создан в 2007 г. при активной поддержке Министерства сельского хозяйства России, Министерства финансов России, Федеральной службы страхового надзора и Всероссийского союза страховщиков. Объединение обеспечило консолидацию компаний федерального и регионального уровня, заинтересованных в совершенствовании системы агрострахования, и стало центром развития современного страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, отвечающего интересам аграриев и страховщиков России.
На сегодняшний день в состав Союза входят 25 страховых организаций. Совокупный уставный капитал компаний, входящих в НСА, составляет около 70 млрд. рублей, совокупные собственные средства – около 150 млрд. рублей.